«Даже неустойчивый бизнес можно сделать окупаемым». 6 советов, как вести бюджет по-умному
На успех бизнеса могут влиять внешние события на рынке, реклама и маркетинг, подбор персонала и многие другие факторы. Но основа устойчивого роста и успеха — грамотное управление бюджетом. На своём опыте я убедился, что именно финансовое планирование вызывает большинство сложностей у начинающих предпринимателей. Рассказываю, что нужно знать каждому, кто решает открыть свой бизнес.
Основы финансового планирования: откуда начать?
Финансовое состояние бизнеса определяют:
- доходы — продажи, партнёрские программы, сдача помещений в аренду и так далее;
- расходы — закупка материалов, аренда, выплаты сотрудникам, налоги;
- активы — собственность бизнеса, включая торговые точки, транспорт, производственные помещения, товары;
- обязательства — долги по кредитам.
Сейчас есть много автоматизированных систем для ведения бюджета бизнеса — 1С, «Финансист» и другие. Если обороты небольшие (например, у вас маленькая выездная лавка авторских украшений), первое время можете пользоваться самыми доступными инструментами — Excel, Google Docs. Мы в компании используем Битрикс24 — он также удобен для управления рабочими процессами, постановки задач, общения между дистанционными сотрудниками, которых у нас больше 20.
Если у вас нет экономического или бизнес-образования, вы не проходили курсы для предпринимателей или обучались слишком давно, не ведите финансовый учёт самостоятельно, обратитесь к специалисту на аутсорсе. В среднем ведение финансового учёта для ИП без работников стоит от 16 000 рублей за квартал.
Управление доходами: как увеличить прибыль?
Есть несколько способов это сделать:
1. Оптимизировать расходы. Например, найти сырьё по более низким ценам, автоматизировать рабочие процессы, перераспределить ресурсы.
2. Настроить маркетинг. Грамотная маркетинговая стратегия может повысить доходы в несколько раз. Есть несколько направлений маркетинга: персонализированный (подбор таргетинговой рекламы на основе интересов пользователя), брендинг, инфлюенс-маркетинг (продвижение через рекламу у известных блогеров), e-mail, контент-маркетинг, PR и другие. Можно начать с канала в Telegram или группы в VK и постепенно выходить на другие площадки.
3. Прокачать продажи. Для высоких показателей недостаточно разместить рекламу и ждать клиентов. Работайте с обратной связью, оптимизируйте воронку продаж, регулярно отправляйте на обучение тех сотрудников, которые работают напрямую с клиентами.
Лучше составьте план и чётко следуйте ему. Начинающему ИП или самозанятому достаточно простого чек-листа, но со временем можно разработать полноценный план по увеличению прибыли.