«Мона Лиза» до сих пор хранит в себе множество нераскрытых тайн своего создателя. Мы решили разобраться, в чем же собственно секрет загадочной улыбки «Джоконды», и какие зашифрованные послания оставил нам художник.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»), созданная в XVI веке, — пожалуй, самое знаменитое произведение искусства. За это звание с ним могут посоперничать разве что только «Крик» Эдварда Мунка или «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Однако, что такого особенного в этом портрете, помимо таинственной улыбки девушки, на нем изображенной? Почему именно «Мону Лизу» знают даже те, кто совсем далек от мира искусства? Предлагаем вам погрузиться в самые удивительные и невероятные тайны, которыми окружена эта легендарная картина.
Даже в XXI веке слава самого популярного полотна Леонардо да Винчи не утихает и дарит почву для размышлений многочисленным конспирологам и вдохновение — писателям и режиссерам. В 2006 году свет увидел фильм «Код да Винчи», снятый по одноименному роману Дэна Брауна, который заставил многих зрителей поверить в нелепые теории заговора вокруг «Моны Лизы». Однако, стоит признать, что и до выхода киноистории о зашифрованном послании в работах художника, легендарный портрет уже был овеян многочисленными тайнами и слухами. Историки, критики и эксперты из мира искусства на протяжении многих столетий спорят о том, кем в действительности была девушка, изображенная на картине, и о прочих загадках этого портрета. Некоторые из этих теорий могли бы удивить даже самого Дэна Брауна.
Портрет беременной жены торговца шелком из Флоренции
Эта одна из самых распространенных теорий. Она гласит, что «Мона Лиза» создана по образу и подобию жены флорентийского джентльмена по имени Лиза дель Джокондо. Согласно историческим документам, эта женщина была беременна вторым ребенком в то время, когда (предположительно) Леонардо да Винчи писал ее портрет — где-то между 1503 и 1506 годами. Свидетельства этому можно найти и на самом полотне. Как мы видим, руки дамы скрещены в области живота, что характерно для женщин, ожидающих ребенка. А в 2006 году группа канадских ученых использовала лазерное и инфракрасное сканирование для создания трехмерного изображения картины, и обнаружила еще одно подтверждение этой версии. Они пришли к выводу, что изначально на плечах у изображенной на полотне дамы была тонкая вуаль или гарнелло (от итальянского «guarnello») — предмет одежды, который носили женщины эпохи Ренессанса во время беременности. Возможно, эта дама не так уж и пыталась скрыть свое интересное положение, как кажется нашим современникам.
Девушка легкого поведения, которая вдохновила художника
Предыдущая теория, возможно, и считается одной из самых распространенных, однако это не означает, что она единственная. Некоторые предполагают, что на знаменитой картине художник изобразил свою собственную мать, другие — что «Мона Лиза» стала собирательным изображением нескольких женских и мужских образов. Есть даже исследователи, которые убеждены в том, что «Джоконда» — это попытка автора нарисовать свой портрет так, как если бы он был женщиной.
Однако существует и еще более фантастическая версия, которая появилась благодаря все тому же инфракрасному сканированию канадских ученых. У дамы на картине, можно сказать, полностью отсутствуют волосы на лице — брови и ресницы визуально не считываются. В Италии XVI века такими признаками могли обладать только женщины определенного рода занятий — а именно, дамы, предлагающие свои интимные услуги. Представительницы древнейшей профессии в те времена предпочитали высветлять свои ресницы и брови, или даже совсем избавляться от них, чтобы их взгляд был более соблазнительным. Впрочем, это единственное указание на то, что «Мона Лиза» могла быть итальянской куртизанкой. Ее одежда и поза (если это не художественное видение автора) говорят о том, что эта женщина была совсем иного социального статуса.
Причиной таинственной улыбки стало… нарушение работы организма
Помимо личности этой женщины не меньший интерес для исследователей представляет ее улыбка. Это одна из самых горячо обсуждаемых тем как в научном сообществе, так и среди обычных поклонников творчества да Винчи. Действительно ли она ухмыляется над своим портретом? Или, быть может, Леонардо да Винчи рассказал ей забавную шутку, которая заставила ее улыбнуться? Или она была просто очень жизнерадостным человеком? А, возможно, у нее просто очень высокий уровень холестерина? Согласны, эта версия звучит странно и на первый взгляд никак не может быть связана с улыбкой дамы на портрете. Однако искусствовед из Сицилии Вито Франко пришел именно к таким выводам.
Конечно, в эпоху Ренессанса все представители аристократии обладали пышными формами — это считалось признаком богатства и власти (только посмотрите на Генриха VIII). И все же, по словам сицилийского ученого, женщина с картины Леонардо да Винчи была не на шутку увлечена мучными изделиями, а уровень холестерина в ее крови зашкаливал. Вито Франко указал на то, что под глазами «Джоконды» видны следы отложений жирных кислот, а в левом глазу у нее и вовсе была ксантелазма. Словом, загадочное выражение лица «Моны Лизы» — всего лишь внешнее проявление нарушений в работе организма, вызванных повышенным холестерином в ее крови. Удивительное заключение искусствоведа! Судя по всему, Вито Франко мог бы сделать отличную карьеру в медицине, если бы не проводил все свое время за изучением старых картин.
Кадр из британской комедии "Доброе утро, мальчики" 1937 года
Как мы уже говорили, на портрете полностью отсутствуют признаки каких-либо волос на лице дамы. Однако то объяснение, что Леонардо да Винчи решил изобразить девушку легкого поведения, не устроило большинство исследователей. Тогда наш современник, французский инженер и изобретатель, Паскаль Котт решил провести свой собственный анализ старинной картины с помощью высокотехнологичных гаджетов, о которых во времена Леонардо да Винчи никто не мог и мечтать. Паскаль использовал цифровую камеру высокой четкости и сделал несколько снимков знаменитого полотна, чтобы впоследствии рассмотреть его в деталях, увеличив изображение в 24 раза. В результате француз обнаружил один единственный темный мазок краски на линии роста ресниц над левым глазом «Джоконды». Это открытие подтолкнуло его к дальнейшим размышлениям.
А что если художник изначально нарисовал и брови, и ресницы, однако по какой-то причине они «исчезли» спустя несколько столетий? Например, такое могло случиться при неудачной попытке отреставрировать картину. Либо с веками краски начали выцветать. В пользу этой теории есть еще один довод: художник Джорджо Вазари, живший в одно время с Леонардо да Винчи, оставил записи, из которых очевидно, что изначально у «Моны Лизы» были густые брови.
Математическое объяснение притягательности портрета
Задумывались ли вы над тем, почему невозможно оторвать взгляд от «Джоконды»? Ответ на вопрос, почему это происходит, дали математики. Все просто — это «золотое сечение». Ученые обнаружили, что на полотне очень много условных геометрических фигур, которые влияют на восприятие картины: так, например, лицо «Джоконды» идеально вписывается в золотой прямоугольник, а другой прямоугольник проходит через правую кисть ее руки до левого локтя, при этом его верхняя граница касается головы «Моны Лизы». Подобные визуальные хитрости, создающие ощущения красоты и равновесия, Леонардо да Винчи использовал и при создании другого своего шедевра — «Тайной вечери». И все же он не был первооткрывателем этого трюка. «Золотое сечение» в качестве руководящего принципа создания произведений искусства и архитектуры использовали даже в древние века (вспомним пирамиды Гизы). Леонардо да Винчи просто очень хорошо разбирался в художественных приемах, основанных на математических вычислениях. А вы думали, это все чудесное воздействие искусства?
Возможно, Дэн Браун был не таким уж фантазером, потому что недавно ученые пришли к поразительным умозаключениям: в легендарной картине действительно может содержаться секретный шифр. Оказывается, что разглядывая многократно-увеличенное изображение «Моны Лизы» Паскаль Котт упустил одну очень важную деталь — цифры (и/или буквы), которые едва различимы в глазах женщины. «Невооруженным глазом символы не видны, — рассказывает итальянский исследователь Сильвано Винчети. — Но если вы посмотрите через увеличительное стекло, то сможете их разглядеть».
Ученый обнаружил, что в левом зрачке «Джоконды» скрываются буквы «LV». Это может быть подпись самого художника, заглавные буквы его имени — Leonardo da Vinci. Символы в правом зрачке разобрать сложнее. Винчети склоняется к тому, что там есть очертания букв «C» и «E». Однако на сегодняшний день объяснения этим знакам еще не найдено. Но это не единственные символы, спрятанные на полотне. Винчети также обнаружил цифру «72» чуть ниже арочного моста на заднем плане картины. Исследователь считает, что данные символы могут обозначать двойственность человеческой природы, единство противоположностей. Ведь цифра «7» в христианской культуре ассоциируется в Богом-отцом. А цифра «2» в кабале указывает на оба пола — мужской и женский, а также на сочетание божественного и человеческого начал. Другой ученый — Джузеппе Папаньи — и вовсе убежден, что цифра «72» на картине Леонардо да Винчи является зашифрованным именем Всевышнего (в эпоху Возрождения считалось, что имя Бога состоит из 72 букв). Словом, теорий существует превеликое множество.
Добро пожаловать в мир животных, или оптический обман «Моны Лизы»
На протяжении веков ученые ломали голову над тем, кем же была эта таинственная женщина с портрета Леонардо да Винчи, и что скрывается за ее загадочной улыбкой. Но только американский художник Рон Пиччирилло решил посмотреть на загадку легендарной «Моны Лизы» с другой стороны. А точнее — сбоку. И обнаружил много всего удивительного!
Начал Пиччирилло с того, что изучил все дневники Леонардо да Винчи и другие записи XVI века, где упоминается имя художника. Затем американец стал тщательно исследовать его картины — разумеется, больше всего внимания уделяя «Джоконде». И в какой-то момент он догадался повернуть картину на бок, и обнаружил целый «зверинец», который можно различить на заднем плане картины. Здесь вам и голова льва, и голова обезьяны, и даже голова буйвола! Настоящее звериное царство, да к тому же еще и с библейской символикой. Любопытно также, что если смотреть на картину сбоку, то улыбка «Джоконды» становится еще более отчетливой. Как будто женщина на полотне «поздравляет» вас с тем, что вы раскрыли тайну ее портрета. По крайней мере, в этом убежден Рон Пиччирилло.