Готика, разновидности стиля часть 1, типы построек и временные периоды
Готический стиль – это стиль долгожитель, он просуществовал н пространствах западной (католической) культуры почти пять столетий. Причём, существовали периоды расцвета, упадка, затухания, возрождения, был даже этап в истории, когда казалось, что стиль окончательно угас и больше никогда не возродиться, но «никогда не говори никогда». В XIX веке началось бурное возрождение и даже в наши дни готика или её элементы применяются, хотя и крайне редко. Во многих странах Европы существуют свои собственные готические традиции. В связи с такой сложной и долгой историей, сформировалось множество направлений стиля. Не представляется возможным свести их в какую-то простую классификацию и разделить разновидности готики на части в зависимости от какого-то одного признака. Мы попытались обобщить типы классификации в зависимости от того или иного обобщающего признака и составили таблицу.
Более подробно об истории стиля и его признаках читайте в статье: Готический стиль в интерьере
Общая классификация готических направлений
Группа | Описание |
По назначению | 1. Религиозные постройки и интерьеры: соборы, храмы, монастыри, капеллы в жилых домах. 2. Светские общественные постройки: ратуши, парламентские здания, университеты, музеи. 3. Жилые здания: замки и дворцы. 4. Объекты инфраструктуры: мосты, крепостные стены, коммерческие промышленные здания. |
Временной период | 1. Средневековый период: XII – XVI века. В основном церковная архитектура: соборы и храмы. Период подразделяется на ранний, зрелый и поздний этапы. 2. Неоготика периода историзм: кон. XVIII – нач. XX века. В основном светские интерьеры. Самым крупным направлением в этой группе является английское – Викторианская готика (английская). 3. Неоготика XX века |
Тип декора | В зависимости от того какие используются орнаменты и типы декорирования. Течений очень много, но самые популярные: лучистая готика, перпендикулярная, украшательская и пламенеющая (мы разберём подробно эти течения в статьях об английской и французской готике). |
География | Национальные стилевые течения: английская готика, французская, немецкая, итальянская, русская и т.п. Крупнейшие направления – французское и английское, которые, в свою очередь подразделяются на отдельные подвиды в зависимости от временного периода и декора. К концу XV века всеобщую популярность в Европе приобретает, так называемый, международный стиль - это направление включающее синтез всех национальных направлений, крупнейшими мастерами данного течения были архитекторы Германии и Фландрии |
Стиль готтов | Совершенно отдельным, самостоятельным направлением дизайна является, так называемый, мистический стиль готтов - это синтетическое направление XX века, которое придерживается мрачных красок и тематики загробного мира. Прямого отношения к традиционной готике этот стиль не имеет. |
География
Национальные стилевые течения: английская готика, французская, немецкая, итальянская, русская и т.п. Крупнейшие направления – французское и английское, которые, в свою очередь подразделяются на отдельные подвиды в зависимости от временного периода и декора.
К концу XV века всеобщую популярность в Европе приобретает, так называемый, международный стиль - это направление включающее синтез всех национальных направлений, крупнейшими мастерами данного течения были архитекторы Германии и Фландрии
Стиль готтов Совершенно отдельным, самостоятельным направлением дизайна является, так называемый, мистический стиль готтов - это синтетическое направление XX века, которое придерживается мрачных красок и тематики загробного мира. Прямого отношения к традиционной готике этот стиль не имеет.
Эта статья является только первой частью большой темы о разновидностях стиля. В первой части мы разбираем типы построек по самым общим критериям: назначению сооружений и временному периоду. В следующих частях мы остановимся более подробно на декоративных и национальных особенностях (внизу см. ссылки на продолжение).
Эта статья является только первой частью большой темы о разновидностях стиля. В первой части мы разбираем типы построек по самым общим критериям: назначению сооружений и временному периоду. В следующих частях мы остановимся более подробно на декоративных и национальных особенностях (внизу см. ссылки на продолжение).
1. Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена церковь Сен-Дени, при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
Шартрский собор, строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
Глостерский собор, строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
Эксетерский собор, строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
Бургосский собор, строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья - Сент-Шапель в Париже, где хранятся христианские реликвии.
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
2. Готические замки средневековья, светские строения
Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.
Крупнейшие постройки:
Дворец в Авиньёне, XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
Замок Мариенбург, XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).
В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).
За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.
Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.
3. XIX век - возрождение готики. Церковные постройки
В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.
С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.
Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.
Крупнейшие и значительные постройки:
Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
Кафедральный собор в Вашингтоне, 1900-1990, США
Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;
Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.