Концепция дидактики
Педагогика – это наука, рассматривающая обучение и воспитание в качестве комплексного процесса, направленного на социализацию личности и поколения в целом, на их гармоничное слияние с общественной средой. С целью большей детализации исследований все дисциплины в педагогике разделяют на теорию и методику воспитания и теорию обучения.
Что такое дидактика? Происхождение слова греческое. Это производная от didakitos — «поучающий» и didasko — «изучающий». В педагогике дидактикой называют раздел, занимающийся основами теории воспитания и обучения. Здесь раскрывается сущность образования, законы, принципы и способы контроля процесса обучения, методики преподавания, особенности различные дисциплин для разных возрастных категорий.
Объектом науки дидактики является процесс обучения. Как предмет она исследует закономерности, действующие в учебном процессе между преподавателем, учеником и учебными материалами.
История развития дидактики
Первым понятие дидактики упомянул немецкий педагог Вольфганг Ратке еще в XVII веке. Но как самостоятельную дисциплину её всё же выделил Ян Амос Коменский, чешский гуманист тоже XVII века, который и считается основоположником педагогики.
Разумеется, как наука педагогическая деятельность тогда еще не рассматривалась. Простыми словами Коменский говорил, что дидактика – это «искусство всех учить всему», и старался применить в своей деятельности существовавшие на тот момент прогрессивные идеи эпохи Просвещения в сочетании с принципами религиозного воспитания подрастающего поколения.
Самая известная работа Коменского – «Великая дидактика» (год публикации 1657). Здесь ученый подчеркивал, что процесс обучения должен непременно перекликаться с «подражанием природе», то есть, в нем нужно учитывать такие стадии развития индивидуума, как детство, отрочество, юность и возмужалость.
Еще один труд, серьезно затронувший педагогику и дидактику, написал Жан-Жак-Руссо. Это «Эмиль, или О воспитании». Главная мысль, которую постарался донести здесь Руссо, состоит в том, что дети – это совершенные творенья. В школе их нельзя заставлять зубрить и жестко ограничивать свободу. Наоборот, следует обеспечить условия для естественного темпа развития, и тогда всё, что заложено в ребенке природой, раскроется максимально полно. Руссо был категорически против физических наказаний. И еще считал, что девочкам науки не нужны (Коменский, кстати говоря, так не думал).
Гуманист из Швейцарии Иоганн Генрих Песталоцци выделился в педагогике в конце XVIII — начале XIX века. Его воспитательные и образовательные позиции описаны в книге «Как Гертруда учит своих детей». Среди разработок Песталоцци – основы и методики начального обучения ребенка родному языку, письму, счету. Педагог придерживался мысли, что для детей ценнее получать знания не по книгам, а через чувственное восприятие и осмысление.
Немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт (XIX век) выступал за то, что образовательные методики должны базироваться на данных о процессах познания. Впрочем, позиции педагога позже поддавались критике, потому что во главу угла он ставил обуздание «дикой резвости» детей и воспитание в них послушности, а гармоничное развитие личности при этом уходило на задний план.
Обе эти функции на практике тесно переплетаются.
Задачи дидактики
Их следует рассматривать в ракурсе синхроники и диахроники. Исторически задачи для дидактики сложились следующие:
Выявить содержание образования для следующих поколений.
Подобрать максимально эффективные пути для передачи ценных знаний, умений и навыков.
Найти в данном процессе закономерности.
Это были феноменообразующие задачи дидактики, но существуют еще и другие:
Конкретно и обоснованно сформулировать принципы организации процесса обучения, наметить направления и методы проявления самостоятельности в получении знаний, развития активности и инициативности.
Определить критерии формирования содержания образования (учитывая, что учебники и программы чрезмерно перегружены сложными для восприятия и второстепенными по значимости материалами).
Исследовать структуру и функции задействованных в обучении форм и методик.
Выявить связи между предметами и внутри них, чтобы максимально актуализировать и систематизировать основные, фундаментальные знания.
Сбалансировать в образовательном процессе социальные и личностные цели.
Создать новые обучающие технологии.
Таким образом, в XXI веке дидактика базируется на личности, самостоятельности и технологиях.
Основные понятия дидактики
Дидактика – это составляющая педагогики, поэтому много терминологии взято именно отсюда, и еще из смежных отраслей, а именно — из психологии и философии. Далее – о том, как дидактика перекликается с иными понятиями.
Частная дидактика в форме методики конкретного учебного предмета. То есть дидактика, нацеленная на обучение, например, математике, геометрии, химии, литературе и проч. Для каждого отдельного предмета учитывается его специфика и принадлежность к той или иной научной отрасли, подбираются максимально эффективные принципы получения знаний в ней.
Методы обучения. Это конкретные действия педагога, направленные на достижение образовательных целей. К методам относят лекции, лабораторные работы, совместное участие в проектах, изучение кейсов и т.п.
Содержание образования. Это социальный опыт, усвоенный учеником и ставший уже его личным опытом. Имеет четыре составляющие: знания, способность действовать по образцу, творчество, выстраивание эмоционального взаимодействия.
Средства для осуществления процесса обучения. Это носители информации и используемый инструментарий. В частности, доска в классе, компьютер, учебники (в печатном или электронном виде), карты, гербарии и т.п.
Формы организации обучающего процесса. Это варианты проведения занятий: уроки, семинары, лекции, экскурсии, экзамены и т.п. Их можно комбинировать, объединять в системные формы, такие как лекционно-семинарская, классно-урочная и проч.
Разделы дидактической науки
Дидактика как наука включает в себя семь следующих разделов:
Раздел с информацией о содержании образования и обучения. Имеются в виду программы и планы.
В этом разделе процесс обучения рассматривается в рамках педагогики и психологии сточки зрения тех или иных дидактических систем.
Здесь описываются законы, принципы и закономерности, действующие в образовательном процессе.
Раздел, посвященный методам и средствам обучения.
Тут говорится о формах организации и осуществления процесса обучения.
Раздел номер шесть – о том, с помощью каких методов осуществляется управление результатами обучения.
Завершающий раздел самый молодой в дидактике. Он посвящен технологиям и системам обучения, рассматривает традиционные и самые новые методики, применяемые в образовательном процессе.
Главные принципы дидактики
Что вообще понимают под дидактическими принципами? Это основные требования, выдвигаемые к организации и осуществлению обучения. Они могут быть непостоянными и видоизменяться вместе с тем, как меняются образовательные запросы общества, государства и личности, а также и условия обучения. Итак, главные принципы дидактики:
Научность. В основе содержания образования должны быть исключительно научные факты и актуальная информация.
Доступность. Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала учеников.
Систематичность и последовательность. Подразумевает структурированный подход к построению обучения, деление программы на темы, разделы, модули, подлежащие последовательному изучению.
Неразрывность теории и практики. Суть здесь в том, что до учащихся нужно донести, где и каким образом они могут применить полученные теоретические знания на практике, для решения конкретных проблем.
Сознательность и активность. Задача преподавателя – донести до учащихся понимание образовательных целей и задач, подталкивать к активному познанию, развивать творческие способности и самостоятельность.
Наглядность. Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания.
Прочность. Принцип прочности говорит о том, что важно добиться крепкого усвоения знаний. Как именно? Теория требует повторения и закрепления, а навыки и умения – практического применения.
Обратите внимание, что все принципы тесно между собой переплетаются и подкрепляют друг друга. То есть, без систематичности обучение не будет доступным, а прочность достигается благодаря взаимодействию теории с практикой.
Методы обучения в дидактике
Итак, что такое дидактика, теперь понятно. Далее – об используемых в ней методах обучения. Речь идет о способах достижения поставленных дидактических целей (усвоить понятие, теоретические материалы, выработать навык и т.п.). Методы формируются на основе способов работы педагога и познания учеников. На практике в ходе обучения методы преподавания и методы изучения тесно переплетены.