Не перечитывайте любимые книги детства.
В детстве книга «Сердца трех» была одним из моих любимых романов. Меня особенно восхищала в нем романтика, любовь, приключения, верность дружбе и чести.
И вот спустя четверть века я решил перечитать этот роман.
Спрашивается: зачем? Зачем разрушать память детства?
Джек Лондон в Предисловии говорит о том, что «Сердца трех» это вершина его творчества – «до сих пор я не создавал ничего подобного и почти убежден, что и впредь не создам». Писатель оказался частично прав, это роман, пятидесятый по счету, оказался последним. Дж. Лондон умер от случайной передозировки лекарствами в 1916, а роман был опубликован уже после смерти в 1918-1919 годах.
Роман создавался первоначально как сценарий к фильму, поэтому соавтором Дж. Лондона стал опытный сценарист Чарльз Годдард. Именно Годдард пришел к писателю и предложил совместную работу. При этом, «время действия, место действия и действующие лица» уже были заранее определены кинокомпанией.
Работали соавторы над частями отдельно: Годдард в Нью-Йорке, а Дж. Лондон на Гавайях. Поэтому, как он сам признается, «повествование не отличается последовательностью». Поэтому и появилась свадебная интрига в романе. Дж.Лондон, который писал первую половину романа, узнал о том, что его герой в конце женится на другой женщине, когда почти написал свою часть.
Зато, утверждает писатель, он многому научился у сценариста: «такого количество действия как в «Сердца трех» не было ни в одном романе, который он написал ранее».
Поразительно, но Дж. Лондон утверждает, что у них не было ни единого спора, даже более – «мыни разу не перебросились даже словом».
Напомню, сюжет романа.
Богатый молодой американский джентльмен Френсис Морган отправляется для развлечения в Панаму в поисках клада своего предка. Там он встречается местного Хана Соло или Индиану Джонса по имени Генри Морган, который также ищет эти сокровища. В ходе небольшой драки, а затем борьбы с напавшими на них бандитами, выясняется, что не только похожи две капли воды, но еще и являются потомками пирата Моргана. Современному читателю трудно принять допущение, что два человека внешне полностью идентичны (отличить можно только по шраму на руке), которые, при этом, не являются близнецами, а только дальние родственники.
Далее начинаются приключения в духе Дюма, что в принципе для романов XIX века прекрасно, но совершенно не годится для романа XX века. В романе присутствуют тайна рождения, загадочные племена, огромные сокровища, неизвестные родственники.
В романе действительно очень много действия, но состоит оно в основном из скачек из одного места в другое, драк и перестрелок. Персонажи плоские, герои слабомотивированные. Психологических переживаний почти нет. Из-за этого чувства сопереживания героям не возникает. У героев нет внутреннего конфликта, они не меняются. Перед ними не встают внутренние дилеммы. Единственным психологическим вызовом становится решение Френсиса остаться верным дружбе или выбрать любовь. Но и эта проблема разрешается очень быстро и легко. Самыми запоминающими становятся второстепенные персонажи.
Во всем романе из 110 тыс. слов только пара эпизодов (побег из тюрьмы и подбрасывание полицейским золотых монет) интересны. Эти эпизоды написаны Дж.Лондоном, в части Годдарда вообще нет запоминающихся сцен.
Такая примитивизация вызвана, скорее всего, сценарными задачами немого кино, в котором доминировала романтическая фабула с большим количеством действия и минимализмом психологической мотивации.
Сам сюжет четко разбивается на две части, слабосвязанные друг с другом – следствие слабой координации двух авторов.
Summary
Как не жаль расставаться с памятью детства, но «Сердца трех» слабый роман с плоскими героями, отсутствующей психологической мотивацией, неправдоподобными в нынешнее время приключениями.