spin
left-clouds
right-clouds
Stand-up школа

я не уверен, что смешной: а надо ли быть?

3 мин
3 недели назад

Каждый, кто хоть раз всерьёз думал выйти на сцену с микрофоном, натыкался на одну и ту же мысль: «А что, если я не смешной?»
 Сомнение это звучит у всех — и у тех, кто ещё не выступал, и у тех, кто уже собирает залы. Это не слабость — это фильтр. Потому что на сцену идут не те, кто уверен, а те, кто хочет разобраться: а могу ли я вообще?


быть смешным и быть комиком — не одно и то же

Даже у топовых комиков свои антифанаты. И слава, и хейты — по вкусу.
Смешной для всех не существует. В стендапе важно не общее «чувство юмора», а конкретная связь с залом.

photo_20250716_181057_5.jpg

Например, Билл Бёрр — резкий, язвительный, дерзкий. Но его слушают, потому что он точен и в подаче, и в боли, которую вскрывает.

“You ever try to get your dog to take a bath? That’s how I feel every time I’m asked to show emotions.”
(Вы когда-нибудь пытались загнать собаку в ванну? Вот так я себя чувствую каждый раз, когда меня просят проявить эмоции.)

В лоб — грубовато. Но тем, кто узнаёт себя — смешно до колик. Это про узнавание, а не «стандартный юмор».


«я не самый весёлый в компании» — и что?

Это никак не связано с успехом на сцене.
Многие комики в жизни тихие, вдумчивые или даже тревожные. Это не мешает. А иногда — помогает.
Вот
Митч Хедберг, к примеру, не любил смотреть на зал. Выступал в очках и под капюшоном. Его стиль — короткие абсурдные формулировки.

“I haven’t slept for ten days, because that would be too long.”
(Я не спал десять дней подряд. Потому что это было бы уже слишком.)

Он не «рассказывал анекдоты». Он кидал абсурдные перлы. И это качало. Потому что это был он.


зачем выходить на сцену, если не уверен в себе?

Потому что уверенность — это иллюзия. Особенно на старте. На первых порах никто не знает, как он будет звучать.
Стендап — это
проверка гипотезы. Ты приходишь не с ответом, а с вопросом: можно ли вот это сказать так, чтобы было смешно?

Комиком становится тот, кто:

  • ищет взгляд «не как у всех»
  • наблюдает, а не выговаривается
  • собирает материал, а не гнев
  • работает с текстом, как с деревом

«а если не смеются?»

Это вообще не проблема. Это информация.

Если ты вышел, сказал честно, что хотел — и зал промолчал, ты узнал больше, чем любой «классный шутник» в офисе.
Дэйв Аттелл, культовый ночной комик Нью-Йорка, так и говорил:

“You bomb? You learn. You kill? You learn less.”
(Провалился? Учишься. Убрал зал? Учишься меньше.)


итоги: что важнее — быть смешным или быть собой?

Быть собой — на 100%. Быть смешным — на 50% и только с нужной аудиторией.
Шутка — это ремесло. И оно учится.
Смешной — это не врождённое. Это построенное.
 Уверенность придёт. Главное — не ждать, когда «будешь готов», а выйти и начать.


Ты не уверен, что смешной? Прекрасно. Сцена как раз и нужна, чтобы это проверить. А не просто сидеть и бояться.

В следующем тексте поговорим, как именно формируется свой стиль и с чего начинается узнаваемая подача. Потому что быть собой — тоже техника.

0