spin
left-clouds
right-clouds
Stand-up школа

как не превратиться в копипасту стендапа

3 мин
19 часов назад

Откроем неприятную правду: на любой open mic можно услышать десяток комиков, звучащих почти одинаково.
Те же интонации. Те же интонационные «прыг-прыг». Те же шутки про Tinder, маму, алкоголь и неудобные разговоры с таксистом.
Проблема не в темах — проблема в клонировании подхода. Человек вроде бы выходит «со своим», а звучит как чей-то слабый дубль.


стендап не про темы, а про оптику

Все великие комики шутили про отношения, страхи, политику, тупых людей. Но то, как они это делали — уникально.
Билл Хикс говорил о цензуре, но с библейской жесткостью.
Джон Малейни — про детство, но с театральной чистотой.
Тиг Нотаро сделала весь сет на тему «У меня рак», и зал рыдал от смеха. Потому что она была собой.

photo_20250716_181250_0.jpg

Стендап — не про то, чтобы угадать правильную тему. Он про то, чтобы сказать:

“Вот через какой фильтр я смотрю на мир. Вот что меня смешит, пугает, бесит — и как это звучит, когда я не играю никого.”


почему копипастят?

  1. Слушают слишком много, пишут слишком мало.
     Это как учить музыку по каверам. На старте кажется, что чужой стиль — это и есть «правильный». А потом ты застреваешь в чужом голосе.
  2. Боятся быть «неформатными».
     «А если никто не поймёт?»
     Да, такое возможно. Но если поймут — у тебя будет публика. Своё niche-комьюнити, а не общий шум.
  3. Им кажется, что юмор — это техника.
     Да, структура важна. Но техника без внутреннего содержания — это стендап по шаблону. Ты звучишь, но не живёшь на сцене.

как вылезти из копипасты?

1. Запрети себе копировать подачу.
 Если ты чувствуешь, что «делаешь Джесельника» или «пытаешься быть Чапеллом» — остановись.
Посмотри на
Бо Бёрнхэма, Марка Марона, Ханну Гэдсби, Майкла Че. Все они нашли ритм, в котором их мысли дышат свободно. И это не похоже друг на друга.

2. Пиши как разговариваешь. Потом — редактируй.
 Смешно становится тогда, когда текст звучит естественно. Писать — не значит «литературничать». Значит — ловить свою речь, свой ментальный ритм.
Запиши себя, когда просто рассказываешь историю другу. Это и есть твоя сцена.

3. Не начинай с панча. Начни с себя.
 Не «как пошутить про», а почему тебе важно об этом сказать? Почему именно тебя это раздражает, радует или пугает?


отличить заимствование от влияния — возможно

Хороший ориентир: если после выступления зритель говорит «крутая тема» — это ок.
А если говорит: «ты как тот-то, только хуже» — значит, ты где-то потерял себя.

И ещё признак: если самому себе неинтересно переслушивать свой сет — значит, ты играешь. Не говоришь.


и напоследок: странность — это маркер, а не ошибка

Слишком медленно говоришь? Привык стоять в одной позе? Голос звучит странно?
Это может быть именно тем, за что тебя будут любить.
 Мария Бамфорд считается одной из самых нестандартных комиков в мире. Её голос — мультяшный, её подачи — фрагментированы. Но это не мешает, а делает её неповторимой.

“My therapist says I have intimacy issues. But she doesn’t understand — I’m just better with distance. Like a sniper.”
(Моя терапевтка говорит, у меня проблемы с близостью. Но она не понимает — я просто лучше работаю на дистанции. Как снайпер.)


Ты не обязан быть похожим. Ты обязан быть слышимым.
 А чтобы тебя услышали — нужно говорить не голосом кумира, а своим.

0