Западноевропейская мода XVIII века.
В этой статье мы рассмотрим особенности моды во Франции, Англии и Испании, их влияние друг на друга и схожие черты. Читай внимательно: вдруг всё же изобретут машину времени, и ты окажешься в центре Европы XVIII века.
Центрами европейской культуры XVIII в. считались Франция и Англия — страны с наиболее прогрессивным экономическим и государственным устройством. В середине XVIII в. в искусстве утвердился стиль рококо, который выражал вкусы аристократической верхушки феодального дворянства.
Франция
Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками — «жабо».
Поверх рубашки надевали «весту» — узкую распашную куртку из яркой шёлковой ткани с вышивкой с узкими длинными рукавами. Эта куртка застёгивалась впереди на талии до середины груди, открывая жабо.
Поверх рубашки и весты мужчины носили «аби» (тип мужского кафтана). Он плотнее облегал грудь и талию, имел несколько складок-фалд в боковых швах и шлицу с фальшивой застежкой на спине.
С аби мужчины носили «кюлоты» — узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, а иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне иногда надевали белые шелковые чулки, а буржуа — цветные.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка». Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали чёрной лентой или прятали в чёрный мешочек — «кошелёк».
Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и «фижмы» — облегчённый каркас, на котором юбка лежала свободно, падая широкими складками. Фижмы делали из ивовых прутьев или китового уса.
Женщины носили нижнее и верхнее платья — «фрепон» и «модест». Подол фрепона богато вышивался, лиф был очень узким, под него надевали корсет. Лиф модеста скреплялся на груди бантами или шнуровался. Банты располагались на груди так называемой «лестницей».
Декольте в форме каре украшали кружевами. Узкий рукав дополнялся пышными кружевными воланами (чаще всего их было три). На шею дамы иногда повязывали легкой шелковой косынкой.
Дамская причёска была небольшой. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. Прическу пудрили и украшали лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга.
Модным в эпоху рококо был «контуш» — платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки.
Франция - законодательница мод в Европе. Она стала центром европейской культуры.
Англия
Английский суконный фрак имел двубортную застежку, высокий стоячий воротник, более скромный шейный платок, галстук. Фрак был короче французского и имел прямую, скругленную внизу линию борта в противоположность французскому.
Фрак появился в Англии в 1-й половине XVIII века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда.
Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» — верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды. У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты.
Английский редингот
Для английского общества того времени основными идеалами были гражданские и семейные ценности, потому мода XVIII века в Англии на женское платье отличается простотой кроя и отделки.
Основой каркаса в костюме были корсет и фижмы. В 50-60-е годы появляются овальные фижмы, которые надевали под нижнюю юбку на линии бедер. Знатные англичанки поверх нижней юбки с фижмами и корсета надевали платье англез, состоявшего из облегающего лифа и сборчатой прямой юбки. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой.
Женский английский костюм
Под таким платьем состоятельные дамы XVIII века носили льняную сорочку. На неё надевали корсет. Между половинами лифа спереди крепился стомак — треугольный элемент из ткани.
Английское влияние во французском костюме, так же как и французское влияние в английском, на протяжении всего периода носил обоюдный характер. Однако черты английской моды – строгой и целесообразной, более соответствующей духу времени – хотя и приобретали во французском костюме большую кокетливость и вычурность, обогащали и направляли основную линию развития костюма. Французское же влияние в английском костюме, становясь на определенный период господствующим, в конце концов отступало перед изысканной простотой и сдержанностью национального вкуса.
Испания
Мужской костюм знатного испанца XVIII века состоял из рубашки тонкого полотна, весты (жилет) и аби (камзол). На ногах были чулки, кюлоты (короткие штаны, застегивающиеся на пуговицы под коленкой) и туфли. Голову покрывали парик и треугольная шляпа.
Испанскую одежду отличали от французской по более тяжеловесному крою и обилию отделок перегруженных золотым и серебряным шитьем.
Женский костюм испанки-аристократки состоял из обязательного корсета, нижней юбки, каркасной юбки – панье, нижнего и верхнего платья и чулок.
Платье со шлейфом и складками Ватто популярно среди испанок знатного происхождения. Цветные шелка, оборки и кружева стали главным украшением знатной дамы. Тяжеловесные, барочные украшения переда женского корсажа становятся характерной чертой испанских платьев.
Продолжал развиваться женский жакет с баской, унаследованный из XVII века, теперь он напоминает короткую куртку, одеваемую поверх нижней рубашки. Такой жакет носили с юбкой. Еще одним характерным типом женской одежды Испании является мантилья — кружевная накидка.
Обували аристократки закрытые туфли на каблуке. Носили испанки и парики по моде, а также различные шляпы.
На протяжении всего XVIII века Испания находилась в сфере интересов Франции и под большим влиянием последней. Мода Испании все более «офранцуживалась». В первой половине XVIII века одежда знатных испанцев шилась по моде рококо, в конце же XVIII века, в моде активнее проявляется английское влияние и стиль классицизм.
В Европе XVIII век – эпоха, названная веком женщин. Раскованность, огромные платья и грандиозные прически – все это символы XVIII столетия. Именно в это время женская мода находится на пике роскоши и пышности.