Как оформить магазин: чек-лист для предпринимателя
Если вы планируете открыть магазин, эта статья поможет оформить его по всем правилам и избежать штрафов. Если у вас уже есть торговая точка, используйте наш материал как чек-лист для проверки.
1. Разместите уголок потребителя в свободном доступе для покупателя. В уголке должны быть документы о магазине и продукции, книга жалоб и предложений, журнал проверок магазина контролирующими органами.
2. Купите вывеску. Если вы ООО, укажите на ней название магазина, его юридический адрес и режим работы, а если ИП — ОГРНИП, свои ФИО, данные о вашем отделении налоговой.
3. Сделайте равномерное освещение в магазине. Оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам: склады — 200 люкс, примерочные и кассы — 300 люкс, офисы и торговые залы — 400−500 люкс.
4. Купите кассовый аппарат и зарегистрируйте его в налоговой. Без этого вы не сможете продавать товары и оказывать услуги физлицам.
5. Соблюдайте правила пожарной безопасности: купите огнетушитель, составьте план эвакуации с аварийными выходами, установите противопожарную систему и позаботьтесь о безопасном расстоянии между стеллажами.
Уголок потребителя
В законе нет понятия «уголок потребителя», документы о магазине и продукции нужно разместить так, чтобы покупатель мог легко ознакомиться с ними. Для этого удобнее всего использовать информационный стенд.
При его оформлении следуйте этим правилам:
1. Расположите уголок на заметном месте.
2. Представьте всю информацию наглядно.
3. Разместите документы так, чтобы покупатель мог до них дотянуться.
Большинство ИП и ООО оформляют информационные уголки с помощью стандартных стендов с пластиковыми кармашками. Такой стенд можно купить в магазине канцтоваров, у продавца рекламного оборудования или на маркетплейсах. Средняя стоимость — 1 200
Доцент Финансового университета при правительстве РФ и генеральный директор юридической компании «Мариокс центр» Оксана Васильева напоминает, что главное — иметь в уголке потребителей все необходимые документы, предусмотренные законодательством:
1. Заверенную копию свидетельства о государственной регистрации.
2. Заверенную копию лицензии (при необходимости).
3. Перечень всех контролирующих ведомств и органов с адресами и телефонами.
4. Официальное издание закона «О защите прав потребителей».
5. Правила продажи отдельных видов товаров или оказания услуг в зависимости от сферы деятельности.
6. Режим работы.
Дополнительные документы зависят от сферы деятельности, правила продажи разных видов товаров
Например, в аптеке обычно размещают информацию о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптечном пункте, а в алкогольном магазине — «Правила продажи алкогольной продукции» и копии лицензии.
Штраф за отсутствие информации о продавце, изготовителе и товаре для должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей, для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей
В магазине также должны быть книга жалоб и предложений и измерительное оборудование для проверки цены, меры и веса купленного товара, например, контрольные весы. Всё это нужно предоставлять покупателю по первому требованию. Задача уголка потребителя сделать так, чтобы у покупателей была наиболее полная информация о продавце, а к вам не было претензий при проверке.
«Некоторые магазины премиум-сегмента отказываются оформлять уголок потребителя в классическом его понимании, так как стенд с такой информацией не всегда вписывается в фирменный стиль магазина. Вместо уголка потребителя на прилавке может лежать буклет в корпоративном стиле, который содержит всю необходимую для потребителя информацию. Законом это не запрещено, а следовательно, не влечёт какой-либо ответственности. Главное, чтобы покупатель мог свободно взять этот буклет» — Аиша Гараева, юрист Уральской палаты защиты потребителей.
Бесплатная консультация перед открытием бизнеса
Начните бизнес без ошибок и лишних трат. Эксперт Точки поможет выбрать между ИП и ООО, подберёт ОКВЭД и объяснит, как законно платить меньше налогов